За уставших профессиональных водителей будут штрафовать работодателей

За уставших профессиональных водителей будут штрафовать работодателей

Автомобили

Закон и право

Новые штрафы: за водителей ответят их начальники

В России‍ введут штрафы за нарушение режима труда водителей

В России планируют ввести новые штрафы для работодателей, нарушающих режим труда и отдыха водителей пассажирского транспорта. Сейчас всю ответственность за переработки несут сами водители. Их начальники, заставляя подчиненных перерабатывать, пока никак не наказываются. В ближайшее время, с помощью поправок в КоАП, ситуация будет исправлена.

На прошедшем 29 марта заседании правительства России был поднят вопрос об ответственности перевозчиков за нарушение трудового режима водителей. Примечательно, что с обсуждения этого законопроекта началось заседание кабмина.

В настоящее время ответственность за трудовые нарушения предусмотрена лишь для самих водителей.

Наказывать их работодателей по закону нельзя. Хотя нередко самих водителей принуждают работать, нарушая тем самым режим труда и отдыха, что влияет на безопасность не только работников, но и пассажиров и иных участников дорожного движения.

«Начнем с проекта закона, который должен усилить контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Это вопрос безопасности тех, кто управляет транспортным средством, и вопрос, который касается пассажиров и других участников дорожного движения», — сказал Дмитрий Медведев.

Премьер отметил, что нередки случаи, когда водитель в силу физических причин, проще говоря, от усталости, просто не может ехать, иногда из-за переутомления засыпает за рулем и не способен адекватно реагировать на дорожную обстановку.

«Мы понимаем, что иногда водителей принуждают работать по незаконному графику», — подчеркнул Медведев.

Для безопасности пассажиров в действующем законодательстве уже закреплен нормативы режима труда и отдыха. Чтобы исключать переработки работодателю требуется лишь составлять разумные графики для водителей. Но при нарушении действующих норм штраф накладывается только на водителей: работодатель никакой ответственности за переработку сотрудников не несет. По мнению чиновников, решить данный вопрос возможно лишь внеся соответствующие изменения в действующую редакцию КоАП РФ.

«Мы рассмотрим изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволяют привлекать к ответственности и работодателей и должностных лиц, юридических лиц и работодателей — индивидуальных предпринимателей и должностных лиц и юридических лиц. Для всех указанных категорий устанавливаются штрафы», — заявил Медведев.

Дальнейшее обсуждение законопроекта, по всей видимости, прошло за закрытыми дверями. Проект поправок 19 марта поддержала правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

За комментариями о новом решении правительства «Газета.Ru» обратилась к генеральному директору транспортной компании «МосАвто Тракт Групп» Сергею Мосейкову.

«Запретительные меры никогда не приносят положительного эффекта. В правительстве хотят штрафовать за переработки теперь не только водителей, но и руководство транспортных компаний.

Только прежде чем наказывать, лучше бы создали нормальные условия для работы. В стране просто нет пунктов отдыха для водителей.

Для примера: московский водитель должен проехать 4 часа, а затем 25 минут отдыхать. Но где ему это делать? Нет оборудованных площадок, нет мест, где остановиться. Да и в текущих условиях трафика, много ли он проедет? Скорее много простоит. Наказывать за простой — не решение проблемы», — сказал Мосейков.

Ужесточение мер может привести к удорожанию продуктов, которые доставляют перевозчики.

«Существующий режим труда и отдыха водителей не способствует привлечению квалифицированных кадров. Люди просто не пойдут работать, зная о сложном графике. Раньше быть профессиональным водителем значило принадлежать к «белой кости» профессии. Сейчас ситуация противоположная. Работа невыносимо тяжелая. Не надо создавать дополнительных запретов, ведь это скажется и на стоимости продукции, доставляемой в магазины.

И скажется негативно – товары могут подорожать до 30 процентов от нынешней цены», — отметил Сергей Мосейков.

Законопроект не ограничивается введением новых штрафов для работодателей в сфере нарушения труда водителями. В его тексте также изучается возможность разграничить составы административных правонарушений, связанных с управлением транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров и грузов, без тахографа, или в случае, когда он не работает или не соответствует требованиям.

Также документом также предлагается установить дифференцированный размер штрафа в зависимости от субъекта и характера административного правонарушения. Таким образом если сейчас водители платят за нарушение труда и отдыха от 1 до 3 тысяч рублей (ч.2 ст. 11.23 КоАП РФ). Очевидно, что у работодателей, отправившего уставшего водителя в рейс, он будет гораздо больше.

Новый штраф для работодателей с водителями

Новый штраф для работодателей с водителями

Правительство РФ разработало новый законопроект – в КоАП РФ предлагается внести статью, которая позволит особо штрафовать организации за несоблюдение режима труда и отдыха работников-водителей ( Законопроект № 435964-7 ).

Авторы законопроекта пояснили, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11.23 КоАП РФ за нарушение установленного режима труда и отдыха предусмотрена административная ответственность только лица, управляющего транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров. Законопроектом устанавливается возможность привлечения к административной ответственности также должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Текст законопроекта (выдержка):

«1. Статью 11.23 изложить в следующей редакции:

«Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей

Читать еще:  Средства для промывки двигателя volkswagen t4 перед заменой масла

1. Управление транспортным средством при осуществлении перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) —

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, за исключением случаев совершения административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 14.12 настоящего Кодекса, в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа
(в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей —

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.».

2. Часть 1 статьи 23.1 после слов «статьями 11.21, 11.22,» дополнить словами «части 2 статьи 11.23…»

Установлены новые штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей

Внесены поправки в ст. 11.23 КоАП РФ (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 216-ФЗ). Изменения коснутся в том числе ответственности за нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. На сегодняшний день оштрафованы по данной статье за такие нарушения могут быть только сами водители. Для работодателей же такого рода противоправные деяния образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ (решения Брянского облсуда от 29 ноября 2016 г. № 21-283/2016, Омского облсуда от 22 сентября 2015 г. № 77-392/2015). Однако после вступления в силу рассматриваемого закона статья 11.23 КоАП РФ будет предусматривать также и ответственность для работодателей.

Примечательно, что если размеры штрафов для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей по статье 11.23 КоАП РФ будут выше, то в отношении юридических лиц санкция по указанной статье допускает возможность назначения штрафа за данное правонарушение в меньшем размере, чем это предусмотрено ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Правда, никто из указанных субъектов при привлечении к ответственности по ст. 11.23 КоАП РФ не сможет отделаться предупреждением. Для водителей же вырастет минимальный размер штрафа, но уменьшится максимальный.

При этом в законе уточняется, что юридические и должностные лица несут ответственность за данное нарушение только в том случае, если оно совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов. Иными словами, если водитель переусердствует в управлении автомобилем по собственной инициативе, работодатель оштрафован не будет.

Отметим также, что, по нашему мнению, установление статьей 11.23 КоАП РФ ответственности работодателей и их должностных лиц за нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха, не исключает возможности привлечения данных субъектов к ответственности за указанные нарушения по ст. 5.27 КоАП РФ. Дело в том, что дела об административных правонарушениях по данным статьям уполномочены рассматривать разные органы: по ст. 11.23 КоАП РФ – Ространснадзор и полиция, а по ст. 5.27 КоАП РФ – ГИТ. Соответственно, ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, предусматривающая при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы разных административных правонарушений, назначение одного наиболее строгого административного наказания, в данном случае не применяется. Иными словами, если нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха будет выявлено в рамках проверки ГИТ, то работодатель может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. А если такое нарушение выявят Ространснадзор или полиция — работодателя будет ждать штраф по ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ.

Читать еще:  Замена рулевых наконечников рено логан

Кроме того, строже начнут наказывать за управление и выпуск на линию транспортного средства с неисправным тахографом или вообще без такового в случаях, когда это устройство должно быть установлено на автомобиль в соответствии с законом. Причем если раньше за такие нарушения к ответственности могли быть привлечены лишь сами водители и должностные лица, ответственные за выпуск на линию транспортных средств, то теперь штрафы предусмотрены также для индивидуальных предпринимателей и юрлиц.

Новые штрафы: за водителей ответят их начальники

В России планируют ввести новые штрафы для работодателей, нарушающих режим труда и отдыха водителей пассажирского транспорта. Сейчас всю ответственность за переработки несут сами водители. Их начальники, заставляя подчиненных перерабатывать, пока никак не наказываются. В ближайшее время, с помощью поправок в КоАП, ситуация будет исправлена.

На прошедшем 29 марта заседании правительства России был поднят вопрос об ответственности перевозчиков за нарушение трудового режима водителей. Примечательно, что с обсуждения этого законопроекта началось заседание кабмина.

В настоящее время ответственность за трудовые нарушения предусмотрена лишь для самих водителей.

Наказывать их работодателей по закону нельзя. Хотя нередко самих водителей принуждают работать, нарушая тем самым режим труда и отдыха, что влияет на безопасность не только работников, но и пассажиров и иных участников дорожного движения.

«Начнем с проекта закона, который должен усилить контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Это вопрос безопасности тех, кто управляет транспортным средством, и вопрос, который касается пассажиров и других участников дорожного движения», — сказал Дмитрий Медведев.

Премьер отметил, что нередки случаи, когда водитель в силу физических причин, проще говоря, от усталости, просто не может ехать, иногда из-за переутомления засыпает за рулем и не способен адекватно реагировать на дорожную обстановку.

«Мы понимаем, что иногда водителей принуждают работать по незаконному графику», — подчеркнул Медведев.

Для безопасности пассажиров в действующем законодательстве уже закреплен нормативы режима труда и отдыха. Чтобы исключать переработки работодателю требуется лишь составлять разумные графики для водителей. Но при нарушении действующих норм штраф накладывается только на водителей: работодатель никакой ответственности за переработку сотрудников не несет. По мнению чиновников, решить данный вопрос возможно лишь внеся соответствующие изменения в действующую редакцию КоАП РФ.

«Мы рассмотрим изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволяют привлекать к ответственности и работодателей и должностных лиц, юридических лиц и работодателей — индивидуальных предпринимателей и должностных лиц и юридических лиц. Для всех указанных категорий устанавливаются штрафы», — заявил Медведев.

Дальнейшее обсуждение законопроекта, по всей видимости, прошло за закрытыми дверями. Проект поправок 19 марта поддержала правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

За комментариями о новом решении правительства «Газета.Ru» обратилась к генеральному директору транспортной компании «МосАвто Тракт Групп» Сергею Мосейкову.

«Запретительные меры никогда не приносят положительного эффекта. В правительстве хотят штрафовать за переработки теперь не только водителей, но и руководство транспортных компаний.

Только прежде чем наказывать, лучше бы создали нормальные условия для работы. В стране просто нет пунктов отдыха для водителей.

Для примера: московский водитель должен проехать 4 часа, а затем 25 минут отдыхать. Но где ему это делать? Нет оборудованных площадок, нет мест, где остановиться. Да и в текущих условиях трафика, много ли он проедет? Скорее много простоит. Наказывать за простой — не решение проблемы», — сказал Мосейков.

Ужесточение мер может привести к удорожанию продуктов, которые доставляют перевозчики.

«Существующий режим труда и отдыха водителей не способствует привлечению квалифицированных кадров. Люди просто не пойдут работать, зная о сложном графике. Раньше быть профессиональным водителем значило принадлежать к «белой кости» профессии. Сейчас ситуация противоположная. Работа невыносимо тяжелая. Не надо создавать дополнительных запретов, ведь это скажется и на стоимости продукции, доставляемой в магазины.

И скажется негативно – товары могут подорожать до 30 процентов от нынешней цены», — отметил Сергей Мосейков.

Законопроект не ограничивается введением новых штрафов для работодателей в сфере нарушения труда водителями. В его тексте также изучается возможность разграничить составы административных правонарушений, связанных с управлением транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров и грузов, без тахографа, или в случае, когда он не работает или не соответствует требованиям.

Также документом также предлагается установить дифференцированный размер штрафа в зависимости от субъекта и характера административного правонарушения. Таким образом если сейчас водители платят за нарушение труда и отдыха от 1 до 3 тысяч рублей (ч.2 ст. 11.23 КоАП РФ). Очевидно, что у работодателей, отправившего уставшего водителя в рейс, он будет гораздо больше.

Штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей

Особенности труда водителей

Общие требования к режиму водителей стандартны: 40 часов в неделю при 8-ча ­совом (на пятидневке) или 7-ча ­совом (на шестидневке) рабочем дне п. 7 Положения, утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение № 15) .

Но график водителя зависит от продолжительности рейса, поэтому общие правила зачастую невыполнимы. В таких случаях вводится суммированный учет рабочего времени со стандартным учетным периодом в 1 месяц. Его продолжительность может быть увеличен а п. 8 Положения № 15 :

Читать еще:  Противотуманный лазерный стоп-сигнал на автомобиль: установка и отзывы пользователей

• до 3 месяцев — при необходимости и по согласованию с представительным органом работников;

• до 6 месяцев — при перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период, а также в других случаях при обслуживании сезонных работ.

Если в компании есть представительный орган работников, то его мнение необходимо учесть при введении суммированного учета рабочего времени водителе й п. 8 Положения № 15 .

По общему правилу при суммированном учете водитель может ежедневно работать не более 10 часов. Иногда время работы разрешено увеличивать до 12 часов, например чтобы водитель мог доехать до места отдыха при междугородных перевозках. А если маршрут еще длиннее, то в рейсе должно быть два водителя и более, а в автомобиле следует оборудовать место, где сменщик может поспат ь пп. 9— 12 Положения № 15 .

Нарушение этих и других норм карается административными штрафами и другими санкциями.

Возможные санкции

Непосредственно за нарушение режима труда и отдыха водителей КоАП предусматривает штраф только для самого работник а ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ . Но это не значит, что работодателя нельзя наказать.

Как видим, во-первых, есть общий штраф за нарушение ТК, поскольку он обязывает соблюдать режим труда и отдыха любых работнико в ч. 2 ст. 212 ТК РФ; ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ . По этой норме в прошлом году трудинспекция наказала ОАО на 45 000 руб. за то, что обществом допускалась работа водителей более 14 часов в сутки, включая время подготовки к рейсу, прохождения медосмотра, выполнения погрузочных складских работ и др. Ведь все названные периоды входят в рабочее время водител я п. 15 Положения № 15 . Нарушения были выявлены при расследовании несчастного случая с водителем компани и Постановление ВС от 03.07.2017 № 83-АД17-1 . В другом случае по той же статье за нарушения в организации труда водителей был оштрафован директор компани и Решение Мосгорсуда от 20.12.2016 № 7-16488/16 .

Во-вторых, возможен административный штраф за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозо к ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ ; Решение ВС Республики Саха (Якутия) от 17.11.2017 № 7/2-519/17 . Дело в том, что названные Правила также требуют от компаний (ИП), использующих транспортные средства, соблюдать режим труда и отдыха водителей-работнико в п. 15 Правил, утв. Приказом Минтранса от 15.01.2014 № 7 .

В-третьих, для перевозчиков, обязанных получать лицензии на свою деятельность, предусмотрен штраф за нарушение лицензионных требовани й ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ ; Постановление ВС от 19.05.2016 № 301-АД16-4227 ; Решение АС Свердловской области от 15.02.2016 № А60-60481/2015 . Соблюдение лицензиатом режима труда и отдыха водителей входит в их числ о п. 1 ст. 20 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ ; подп. «з» п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства от 02.04.2012 № 280 .

Соблюдать требования о безопасности перевозок должны и те организации (ИП), которые эксплуатируют транспорт только для собственных нужд п. 4 ст. 20 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ ; Постановление АС УО от 22.11.2016 № Ф09-10245/16 ; Решение Мосгорсуда от 24.08.2017 № 7-10737/2017 .

Если нарушения в организации труда водителей имели место повторно в течение года или повлекли за собой, например, причинение вреда здоровью граждан, то перевозчика оштрафуют уже за грубое нарушение лицензионных требовани й ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ ; ч. 11 ст. 19 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ ; пп. 5, 11 Положения, утв. Постановлением Правительства от 02.04.2012 № 280 . Так, проверка, проведенная в связи с ДТП, в результате которого пострадали пассажиры принадлежащего ИП автобуса, показала, в частности, что продолжительность еженедельного непрерывного отдыха у водителя была за учетный период меньше установленной норм ы Постановление 6 ААС от 14.12.2015 № 06АП-6290/2015 (оставлено без изменения Постановлением ВС от 20.07.2016 № 303-АД16-6572 ) .

Планируемые санкции

В настоящее время разработан и внесен в Госдуму проект поправок в ст. 11.23 КоАП РФ законопроект № 435964-7 . Он, в частности, предполагает, что непосредственно за нарушение режима труда и отдыха водителей штрафовать будут не только работников, но и компании (ИП) — на сумму от 20 000 до 50 000 руб., а также руководителей — на сумму от 7000 до 10 000 руб.

Обращаем внимание, что эти штрафы будут применяться не только к профессиональным перевозчикам, но и к тем работодателям, которые используют транспорт просто для собственных нужд.

Кстати, допускаемые перевозчиками нарушения могут привести и к полному запрещению деятельности компании (ИП) по иску прокурор а ст. 12, ч. 1 ст. 1065 ГК РФ; Апелляционное определение Мосгорсуда от 14.01.2016 № 33-0900 . Также с работодателя могут взыскать компенсацию морального вреда родственники водителя, пострадавшего в результате ДТП, которое было вызвано, в частности, несоблюдением работодателем режима труда и отдых а Апелляционное определение Свердловского облсуда от 20.01.2017 № 33-742/2017(33-23676/2016) .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector