Все о сцепном устройстве на автомобиль: понятие фаркопа, тонкости выбора

Все о сцепном устройстве на автомобиль: понятие фаркопа, тонкости выбора

Особенности выбора фаркопа: на что следует обратить внимание автовладельцу?

Сцепное устройство часто используется для активного отдыха, путешествий, работы. Очень важно при этом правильно подобрать фаркоп , чтобы он не стал причиной ДТП.

Что такое фаркоп?

Фаркоп — это тяго-сцепное устройство (ТСУ), с помощью которого прицеп прикрепляется к кузову автомобилю. Основное его назначение – буксировать прицепы различной грузоподъемности, а также повышает безопасность и надежность перевозимого груза.

Авто с прицепом на ТСУ

Тяго-сцепное приспособление представляет собой надежную конструкцию из нержавеющей стали, которая состоит из несущей балки и сцепного шара. Изделия изготавливаются из высококачественного материала с применением современных технологий. Сцепной шар может быть литой или кованый. Несущая балка имеет сварную конструкцию.

Его характеристики

Основной характеристиками являются: тяговое усилие, а также нагрузка на шаровой узел (автор видео — magfarkop).

С учетом тяговых характеристик эти приспособления делятся на:

  1. Легкие. Масса груза до полутора тонн и нагрузка на шар до 75 кг.
  2. Средние. Масса — от 1,5 до 2,5 тонн и нагрузка — от 75 кг до одного центнера.
  3. Большие. Вес — свыше 2,5 тонн, нагрузка — от 100 кг до 150 кг.

Характеристики устройства указаны в паспорте, который прилагается к нему.

По типу крепления шарового узла разделяются на:

  • полуавтоматические съемные: шаровой узел прикрепляется с помощью замка-зажима или американского замка;
  • условно-съемные: шар крепится с помощью болтов;
  • торцевые;
  • несъемные — сварные.

Полуавтоматический съемный ТСУ

Выбор и производители

Тяго-сцепные устройства представлены в широком ассортименте, что дает возможность любому покупателю модель с учетом его финансовых возможностей. Важным параметром при выборе изделий является вертикальная или горизонтальная нагрузка на устройство.

Для правильного расчета нагрузки следует учитывать следующие факторы:

  • максимальный вес транспортируемого груза и прицепа;
  • марку автомобиля;
  • год выпуска и страну сборки;
  • тип комплектации машины;
  • вид цепного приспособления на прицепе.

Выбирая устройство, отдавайте предпочтение приспособлению исходя из его технических характеристик и целей, для которых вы планируете его приобрести. Это дает возможность выбрать прицепное приспособление соответственно с планируемыми нагрузками и конструктивными размерами транспортируемого прицепа.

Вариант крепления болтами

При выборе важно учитывать также производителя, наиболее популярны следующие бренды:

  • Бозал (Бельгия);
  • Умбра Риморчи (Италия);
  • Арагон (Испания);
  • Полигон-Авто (Украина);
  • Авто-хак и Хак-пол (Польша).

Вся продукция имеет сертификаты качества, подтверждающие соответствие продукции международным стандартам.

От качества cцепного приспособления зависит, на сколько надежно и безопасно доедет транспортируемый груз до места назначения, поэтому не стоит на этом экономить.

Видео «Установка фаркопа своими руками»

В этом видео от Николая Экономного демонстрируется, как устанавливался ТСУ на Логан.

Все о сцепном устройстве на автомобиль: понятие фаркопа, тонкости выбора

Как купить фаркоп и не ошибиться? Все нюансы выбора тягово-сцепных устройств для автомобиля

Многие автолюбители мечтают увеличить функциональные возможности своей машины для транспортировки более габаритных или массивных грузов. Обычно с этой целью приобретается прицеп, а для надежного присоединения прицепа к транспортному средству водителю необходимо купить фаркоп. Очень важно подойти к этому процессу со всей ответственностью, так как неправильный выбор и монтаж тягово-сцепного устройства может привести к ДТП и стать причиной телесных повреждений. В этой статье мы расскажем о классификации фаркопов и поделимся советами по его выбору.

Что такое фаркоп и для чего он используется

Фаркоп представляет собой тягово-сцепное устройство шарового типа, дающее возможность автомобилю производить буксировку прицепа, вес которого ограничивается 3,5 тоннами. Внешне конструкция выглядит как крюк с шаром на конце, закрепленный на соединительной платформе, с помощью которой происходит монтаж фаркопа к кузову или раме автомобиля.

В Российской Федерации согласно ГОСТ 28248 диаметр сцепного шара для легковых автомобилей должен быть равен 50 мм. За рубежом действуют другие стандарты, где чаще встречаются такие размеры шара фаркопа:

Как видим, использование прицепов со стандартными сцепными головками совместно с непредназначенными для российского рынка фаркопами может создать определенные трудности.

Соединение легкового прицепа с автомобилем происходит с помощью расположенной на конце дышла сцепной головки, которая одевается на шар тягово-сцепного устройства. Такое крепление снижает ударные нагрузки во время буксировки и позволяет прицепу (с одной осью) хорошо принимать тяговые и тормозные усилия. В зависимости от модели фаркоп кроме физического сцепления может обеспечивать соединение электрических цепей, которые питают стоп-сигналы и габаритные огни прицепа.

Серьезные производители используют для производства фаркопов высококачественную хромоникелевую сталь, что обеспечивает высокую устойчивость к коррозии. С этой же целью изделие покрывают специальной порошковой краской. Шаровой узел в большинстве случаев бывает кованый, а соединительная платформа имеет сварную конструкцию или скрепляется болтами.

Классификация фаркопов

Автолюбители, решившие купить прицепное устройство, смогут найти в интернете сразу несколько видов классификации фаркопов, но в этой статье мы отметим лишь самые важные, которые могут повлиять на выбор. Как известно, вес транспортируемого прицепа должен быть меньше массы автомобиля-тягача. Так как машины отличаются по классу и, соответственно, по массе, фаркопы выпускают с разнообразными показателями допустимой нагрузки:

  • легкие, позволяющие транспортировать прицеп весом до 1,5 т;
  • средние, дающие возможность буксировать прицеп массой до 2,5 т (чаще используются для кроссоверов, минивенов и среднеразмерных вседорожников);
  • большие, рассчитанные на транспортировку прицепа весом до 3,5 т (устанавливаются на микроавтобусы и полноразмерные внедорожники).

Все тягово-сцепные устройства можно разделить на три категории в зависимости от типа крепления шарового крюка к крепежной платформе:

  • Быстросъемные. Шаровой крюк крепится с использованием замка-зажима или других запорных устройств. Это позволяет быстро снимать или устанавливать крюк.
  • Условно-съемные. Применяется крепление шарового крюка к платформе с использованием нескольких болтов. Демонтируется при помощи гаечного ключа, что занимает больше времени, чем в случае с быстросъемными фаркопами.
  • Несъемные. Крюк крепится к платформе при помощи сварного шва. Считается самым надежным соединением, но не позволяет в нужный момент снять крюк, что будет важно при поездке за рубеж (почему, читайте ниже).

Несколько советов по выбору фаркопа

Чтобы не ошибиться и правильно купить прицепное устройство, полностью подходящее именно для вашего автомобиля, необходимо сообщить продавцу модель, марку, год выпуска и страну, где собиралось транспортное средство. Перед этим необходимо определиться с показателем предельно допустимой нагрузки на фаркоп и типом крепления шарового крюка.

Если с нагрузкой все ясно, то к выбору способа крепления крюка нужно подойти внимательно. Неразборная конструкция демонстрирует более высокую надежность, имеет меньшую стоимость и станет хорошим выбором при частом использовании фаркопа. Условно-съемное и быстросъемное прицепное устройство не портит дизайн автомобиля, позволяет сохранить снятый за ненадобностью крюк от дорожных реагентов и влаги, что будет хорошим выбором для автолюбителей, не очень часто пользующихся фаркопом.

Читать еще:  Что делать, если течет масло из двигателя: причины и способы решения проблемы

Также нужно учесть, что посещать некоторые страны Евросоюза лучше именно со съемным фаркопом, так как правила безопасности этих государств запрещают передвижение по дорогам с выступающим крюком без прицепа. При покупке стоит отдавать предпочтение моделям, произведенным именно для российского рынка. Как мы писали выше, зарубежные стандарты отличаются от наших ГОСТов, в результате чего могут не подойти крепления к кузову или шар будет больше сцепной головки.

Какого производителя выбрать?

При выборе тягово-сцепного устройства важным фактором является цена. Качественные фаркопы сегодня можно купить за сумму в диапазоне от 3200 рублей до 7100 рублей. Встречаются дешевые модели стоимостью около 1000 рублей, но рассчитывать на надежную работу такого устройства не стоит. При выборе фаркопа лучше опираться на известные бренды, такие как знаменитая компания Bosal.

Фаркопы Босал уже долгое время уверено лидируют на рынке тягово-сцепных устройств для транспортных средств любого класса. Компания за почти сто лет работы завоевала доверие у многих автомобилистов, ведь продукция демонстрирует отличное сочетание надежности и эргономики, простоты в работе и великолепного дизайна. Одно из производств бренда расположено на территории России, что гарантирует покупку полностью сертифицированных для нашей страны прицепных устройств.

Купить фаркопы Bosal можно в любом из магазинов IXORA, где вниманию клиентов будет представлен широчайший ассортимент продукции этой компании. Для поклонников покупок с помощью интернета есть возможность буквально за несколько минут оформить заказ на нашем официальном сайте, а в случае затруднений с выбором модели менеджеры проконсультируют и помогут решить все вопросы.

Как правильно эксплуатировать фаркоп

Фаркоп или тягово-сцепное устройство (ТСУ) предназначен для надежной буксировки прицепов, трейлеров, транспортных средств. Часто используется, чтобы вытянуть застрявшую в грязи машину. Оборудование устанавливают на любые модели автомобилей в сервисном центре. Процедура довольно простая и занимает немного времени у опытного мастера. Водителю же остается только придерживаться правил эксплуатации. Это гарантия того, что дальнее путешествие не закончится трагедией. Не пренебрегайте собственной и безопасностью других участников дорожного движения.

Об особенностях фаркопов

Говоря об использовании ТСУ, для начала следует выбрать подходящую модель. Чтобы это сделать нужно учитывать следующие критерии:

  • Как платформа крепится к авто. Обычно монтаж осуществляется к раме машины. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, болтами. Быстро и удобно, позволяет без проблем заменить поврежденные коррозией детали. Во-вторых, электро или газосваркой. Максимально простой вариант, идеально подходит для тяжелых прицепов.
  • Способы соединения шара с платформой. Сварной вариант относится к наиболее дешевым и простым. При болтовом креплении крюк можно снять при необходимости. А при наличии нескольких отверстий можно регулировать высоту шара. Также есть съемные варианты с запорным механизмом, модели-трансформеры, в которых крюк прячется под бампером.

Отдельно стоит отметить, что универсальные фаркопы с платформами на болтах важно правильно монтировать. После просверливания разъемов необходимо защитить металл от воздействия коррозии.

Тонкости использования ТСУ

Установка фаркопа нужна в первую очередь для транспортировки прицепов. Он подходит и для буксировки транспортных средств, но это далеко не единственная сфера применения. Чтобы надежно использовать устройство важно:

  • Правильно выбрать класс грузоподъемности. Вы должны посмотреть технический паспорт автомобиля и выяснить рекомендации производителя. Потом определите максимально возможный вес прицепа с грузом. Так вы узнаете, какое именно ТСУ вам подходит для эксплуатации.
  • Проверить наличие заводских разметок для ТСУ. В некоторых машинах уже есть отверстия для монтажа. В идеале приобретенная продукция должна соответствовать им. Так рама получит меньше повреждений и правильную нагрузку, задуманную инженерами.
  • Продумать подключение к электросети. При поездке с прицепом у вас должна быть возможность давать световые знаки другим водителям. Поэтому рядом с платформой фаркопа выводится специальная розетка. Это необходимо для работы сигнальных огней на прицепе.

Правильная эксплуатация: правовые нюансы

Согласно действующему законодательству фаркопы можно использовать только после обязательной регистрации в ГИБДД. Исключение составляют случаи, когда машина уже с конвейера выходит с данным приспособлением.
Подобная мера необходима, чтобы исключить аварийные ситуации или оторванного ТСУ. Некоторые водители монтируют самодельные приспособления, не прошедшие никаких проверок. При регулярных нагрузках происходит либо повреждение фаркопа, либо рамы транспортного средства. Во время поездки такие проблемы нередко оборачиваются катастрофой.
Регистрация не обязательна, если:

  • монтаж предусмотрен производителем – узнать это легко из технической документации к транспортному средству;
  • устанавливается компонент, предназначенный специально для вашего транспортного средства – это должно быть указано в бумагах.

Чтобы избежать сложностей с органами власти и на дороге, приобретайте сертифицированные ТСУ, прошедшие множество проверок.

Что нужно помнить при использовании фаркопа

При эксплуатации тягово-сцепного устройства рекомендуется:

  • следить за всеми болтовыми соединениями – они должны быть затянуты и без ржавчины;
  • предусмотреть защиту контактной части розетки крышкой – воздействие влаги может ее повредить;
  • при редком использовании контакты нужно смазывать особыми смазками, обеспечивающими изолирующий эффект и защиту от окисления;
  • следить за диаметром шара – по стандартам он составляет 50 миллиметров, со временем может износиться, из-за чего прицеп может «отстегнуться»;
  • защищать шар от коррозии – подойдет смазка или специальный колпачок;
  • как минимум раз в год проверять крепеж – вибрации и нагрузки могут его повредить.

Независимо от типа фаркопа регулярные контакты конструкции с водой и грязью вредны для металла. Поэтому следите, чтобы не было деформаций, ржавчины и других повреждений. Не ленитесь потратить несколько минут для того, чтобы убедиться в надежности и целостности конструкции перед поездкой.

Рекомендации профессионалов

По мнению мастеров, главные секреты правильной эксплуатации – это ответственный подход к выбору фаркопа и грамотная установка. Для этого требуется:

  • тщательно изучить документы на авто – чтобы досконально знать возможности и особенности использования прицепа;
  • ознакомиться с характеристиками существующих ТСУ – подобрать подходящие параметры с учетом модели машины и веса груза;
  • купить продукцию проверенных производителей – известных Bosal, HAK, Thule или других сертифицированных компаний;
  • обратиться за монтажными услугами к опытному специалисту – самостоятельно вы можете сделать массу ошибок;
  • выслушать все правила эксплуатации и строго придерживаться их;
  • регулярно проходить ТО, при котором будет проверяться и фаркоп.

За получением профессиональных консультаций и других услуг обращайтесь в технический центр «Зиеста». Квалифицированные сотрудники выполнят работу максимально оперативно.

В нашем ТехЦентре Вы можете купить фаркоп или привезти и установить свой фаркоп . Мы находимся по адресу Москва, ул. Дубнинская д.83 стр.6. Самый большой выбор фаркопов на все марки авто. Установим фаркоп и выдадим все необходимые документы и сертификаты. Будьте уверены, цена нашей помощи всегда останется актуальной. Обращаться в ZIESTA выгодно и удобно во всех планах.

Как установить фаркоп на автомобиль

Установить фаркоп на легковой автомобиль легко. Достаточно ориентироваться в тяговых возможностях своего автомобиля. Знать характеристики прочности кузова автомобиля, лонжерона и элементов фаркопа. Разобраться в вопросе фаркопа – что это такое в машине, необходимо с некоторых определений.

Читать еще:  Замена датчика давления масла lada kalina: где находится и почему горит лампочка ддм?

Классификация

Фаркоп – это тягово-прицепное устройство для присоединения, фиксации и дальнейшего перемещения прицепа автомобиля. Современная классификация предполагает следующие виды ТСУ:

Всё зависит от массы груза, который тащит за собой автомобиль. Вряд ли фаркопу будет «уютно», если масса прицепа превысит массу машины. На небольшие автобусы и внедорожники с полной рамой (лонжероном) устанавливаются большие фаркопы. Они позволяют прицеплять не только прицепы с бортами, но и транспортировочные площадки, предназначенные для перевозки лодок, снегоходов, моторной техники. Такие фаркопы можно встретить на агротехнике: самосвалы, трактора. Бульдозеры с большими тягово – прицепными устройствами, выдерживающими максимальную нагрузку. Не стоит перегружать прицеп, если установлен большой фаркоп, выше 3,5 тонн.

Легковые автомобили, типа кроссоверов, оснащаются средними фаркопами. Загородный отдых более плодотворен, если за спиной есть мини-трейлер. Поездка на озеро при наличии водного мотоцикла предполагает его транспортировку. Большой прицеп функциональней. В этом случае также необходимо задуматься о какой-либо разновидности среднего фаркопа до 2,5 тонн полезной нагрузки.

Фаркоп до 1,5 тонн устанавливается на легковые автомобили. Существует много типов для легковых автомобилей. Особенности в большинстве своём определяются уже не потолком массы, так как не разумная нагрузка может вывести из строя прицепное, что хуже – движок или коробку, а видами крепления к кузову, лонжерону (раме), экономичностью материала.

Конструктивные особенности

Самое простое прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля незатейливо в конструкции:

Видимая часть – металлический шар на конце крюка. Диаметр – 50 мм. Это стандарт. Подрозетник для подключения электрики прицепа. Если на лицо отсутствие бампера (повреждение или иная причина), будет видна основная горизонтальная балка фаркопа.
Невидимая часть – крепёж к кузову автомобиля. От грамотного крепления кронштейнов будет зависеть виброустойчивость фаркопа.
Фаркоп на болтах можно снимать для каких-либо технических работ на смотровой яме. Его можно заменить при серьёзном повреждении или выходе из строя. Съём фаркопа удобен при монтаже электрических поводов, подходящих к прицепу, когда надо определить самое практичное расстояние к штепселям. Минусом станет раскручивание болтов конструкции во время движения. Увеличивается риск аварии на дороге. Использование качественных гровер-шайб и крепкой затяжки гаек исключит такую проблему.

Сварная конструкция предполагает выпуск с завода. Она удобна тем, что имеет очень симметричное расположение и заводское выполнение электрических трактов, идущих параллельно. Остаётся надеяться на добросовестность производителя. Проверять швы сварки на наличие микротрещин и ржавчины.

Виды крепления крюка к платформе

Типы исполнения самодельных фаркопов пестрят на стареньких авто. Механики и водители сами искали точки крепления, создавая уникальные тягово-сцепные устройства. У заводских имеется крепёжная платформа или балка. Если говорить точнее, крюк прикрепляется к платформе несколькими способами.

Самое простое соединение, неразъёмное – фаркоп, соединённый с рамой сваркой. Как говорилось выше, необходимым условием надёжности будет качество этой сварки. Автовладелец, привыкший экономить, не должен попасть в положение, когда драгоценное гаражное пространство будет занято бесполезным для тех условий торчащим шаром, постоянно подпирающим что-нибудь у задней стены, например, канистры с топливом.
Многие водители предпочтёт условно-разъёмное крепление к кузову. Но вряд ли будут заниматься каждый раз прикручиванием-откручиванием фаркопа. На это нужны веские причины. Зато он может перепроверить гровер-шайбы и затяжку гаек перед далёкой поездкой, обеспечив себе спокойствие.
Полностью разъёмное соединение фаркопа выбирают те, кто редко пользуется прицепом. Такой фаркоп оснащён запорным механизмом. При желании его можно легко демонтировать. Сниматься может сам шар или отдельно крюк, который опускается под бампер или переводиться в вертикальное положение. Обращать внимание следует износу запорного устройства, в самодельных моделях имеющее единичный тираж.

Как выбрать фаркоп

Нет идеального решения, какой фаркоп лучше, но выбирать и приобретать нужно его для определенной марки и модели автомобиля.
Частое использование существенно влияет на цену. Хотя, если необходимы единичные случаи эксплуатации, можно купить более дорогой съёмный фаркоп.
На автомобиль без рамы фаркоп из крюка и пластины не подойдёт. Это нужно учесть. Рамный может обойтись минимумом элементов. Всё предусмотрел производитель.
Прицеп должен быть меньше массы машины, соответственно это один из трёх классов фаркопов. Нагрузочная таблица машины, находящаяся под капотом, предоставит необходимую информацию.
Следует учесть наличие элементов под электрику прицепа.
Гарантия и инструкция, как устанавливать фаркоп, должны быть в комплекте.
С точки зрения российского законодательства фаркоп является тягово-сцепным устройством (ТСУ), устанавливаемым на автомобиль с целью подсоединения к нему прицепа. Самостоятельное переоборудование транспортного средства признаётся нарушением техрегламента о безопасности ТС. Если монтаж фаркопа выполнен по инструкции, если прицепное устройство включено с завода, если имеется паспорт и сертификат соответствия на него, то регистрация в ГИБДД не нужна. Но при эксплуатации автомобиля с фаркопом необходимы документы:

  1. Паспорт фаркопа с отметкой о монтаже на сервисе.
  2. Копия сертификата ТСУ.
  3. Акт о проделанной работе.

При самостоятельной установке ТСУ следует получить разрешение в ГИБДД. После установки фаркопа пройти экспертизу в сервисе и получить разрешение на эксплуатацию ТС с фаркопом.

Как установить фаркоп на автомобиль

Автовладелец выбрал нужный фаркоп для легкового автомобиля с нагрузкой на кузов не более 1,5 тонн и хочет произвести самостоятельную установку. Как должна происходить установка фаркопа на автомобиль?

Порядок установки фаркопа

Придумывать ничего лишнего вроде сверления дополнительных отверстий не нужно, если устанавливать фабричное ТСУ под конкретную модель авто. Технические характеристики предусматривают 2 миллиона нагрузочных циклов. К тому же производитель несёт ответственность за изделие документально. Потребуется необходимый набор ключей. Подъёмник или смотровая яма лишней не будет.

Перед монтажом балки надо:

  • Снять бампер и демонтировать его усилитель, если таковой имеется. Сложность бывает в снятии болтов усилителя. Они закисают. Тогда необходимо их грубое извлечение.
  • В отдельных случаях необходимо отогнуть теплозащиту или отпустить глушитель с резинок на 20-30 см на подставку, чтобы он не висел.
  • Удалить заглушки крепёжных отверстий в штатных местах на автомобиле. Место это предварительно очистить от загрязнений.
  • Совместить кронштейны с кузовом, установить балку, произвести тщательную обтяжку болтов.
    Прикрутить подрозеник.
  • Вернуть глушитель и теплозащиту на свои места.
  • Если к бамперу фаркоп не подходит, нужно аккуратно выполнить подрезку первого.
  • Вернуть бампер в исходное положение.

Правила установки фаркопа могут отличаться, все зависит от модели или когда всё же необходимо сверлить дополнительные отверстия в нижней части лонжерона. С противоположной стороны рамы крепление монтируется на закладную планку. Такая установка фаркопа будет надёжнее. Существенно снизит нагрузку на кузов автомобиля.

Читать еще:  Электробензонасос на карбюраторный двигатель: установка и основные преимущества

При изготовлении самодельного устройства фаркопа необходим чертёж определённой конструкции и наличие материалов для исполнения. Суть заключается в усилении крепёжного места на кузове автомобиля с помощью дополнительных металлических элементов по типу уголков, которые привариваются к траверсе или смежным граням. Элементы специальной площадки рассверливаются под соответствующие крепления. Когда установка фаркопа завершена, нужно переходить к подключению электрики прицепа.

Особенности электрического подключения прицепа

Главной особенностью подключение электричества к прицепу наличие штекера и розетки, подходящих к друг другу. Один конец находится в багажнике, другой на прицепе. Есть два вида разъёмов – американский и европейский. У первого 13 контактов, а у второго 8. Если возникла такая сложность, розетка и штекер нуждаются в блоке согласования. О том как подключить блок согласования более подробно описано в этой статье. После установки прицепного нужно провести тестирование с нагрузкой, проверить переключение света и габаритов

Советы и предупреждения

  • Самодельное ТСУ желательно выполнять из хорошего металла.
  • Не следует приваривать фаркоп непосредственно к лонжерону (раме).
  • Подбирать нужные свёрла для сверления и выполнять его симметрично.
  • Быть готовым к умозрительному понятию как установить фаркоп реально.

Но на практике отсутствие опыта восполняется хорошими советами от автолюбителей со стажем и доброжелательных механиков сервисов. Заводские ТСУ, прошедшие силовые тесты и испытания, надёжнее и безопаснее, в отличие от самодельных конструкций.

Как перевезти яхту, гребную лодку и прицеп-дачу?

Новые товары интернет-магазина представляет наш многоопытный консультант — Сергеич. Сегодня речь пойдет о фаркопах.

У меня УАЗ с фаркопом. Начался сезон гололеда, и меня уже дважды «догнали». Сын написал на фаркопе маркером: «Причал для ротозеев».

Из сообщения на форуме

Как известно, мы с друзьями ведем очень активный образ жизни. Ходим на яхтах, вязнем по уши во время джиперских покатушек, носимся на гидроциклах, просто катаемся на велосипедах. А каждый заядлый автопутешественник предпочитает забираться куда-то далеко, прихватив с собой гребную или моторную лодку. Впрочем, кто-то предпочитает таскать за собой прицеп-дачу. Но всем нам необходим один и тот же помощник — его зовут Фаркоп.

Откуда произошло имя Фаркоп — дело темное. Но корни явно немецкие. А знакомый джипер уверяет, что в царские времена так называли некое приспособление на конной тяге для подвешивания багажа. Очень может быть. Но сегодня так называют тягово-сцепные устройства (ТСУ) для буксировки различных негабаритных грузов. Это может быть и обычный прицеп, и «прицеп-дача», а также разного рода трейлеры для перевозки лодок, катеров, снегоходов, гидроциклов и их ближайших родственников. Из личного опыта отмечу и другую полезную функцию фаркопа: во время джиперских соревнований неоднократно приходилось вытаскивать с его помощью приятелей, увязших в грязи «выше ватерлинии». Да и меня самого так дергали, было дело… Штатные проушины в таких ситуациях обычно не спасают.

Всем, кто захочет присоединиться к нашему здоровому коллективу, напоминаю следующее. Основной тип используемых на данный момент ТСУ для легковых автомобилей в России — это соединение шарового типа в соответствии с ГОСТ 28248. Диаметр шара составляет 50 мм. Различают фаркопы, в основном, по типу шара и паспортным нагрузкам на ТСУ — вертикальной и горизонтальной. Понятно, что вертикальная нагрузка вводит ограничения по максимальному давлению на крюк фаркопа в вертикальной плоскости дышлом прицепа или, скажем, велокреплением. Горизонтальная нагрузка — это, грубо говоря, максимальная масса буксируемого прицепа. Из собственного опыта замечу, что основная сложность при выборе фаркопа связана как раз с правильной оценкой нагрузки. У меня был случай, когда сосед по даче, зашедший для консультации, упорно не хотел понимать, что фаркопа для его древней «Тико», рассчитанного на буксировку прицепа в 3,5 т, нет в природе…

Тем, кто любит технические нюансы, предлагаю изучить следующую классификацию шаров для ТСУ.

  • Тип шара «А» — на двух болтах (условно-съемный). Крюк фаркопа крепится на двух болтах. При необходимости можно снять крюк, открутив болты. Фаркопы с шаром типа «А» являются самым распространенным вариантом.
  • Тип шара «F» («FC») — фланцевый кованый или литой на двух болтах. При наличии на балке фаркопа четырех отверстий может регулироваться по высоте относительно балки фаркопа.
  • Тип шара «G» — фланцевый кованый или литой на четырех болтах.
  • Тип шара «Н» — сварной шар. Полностью неразборная конструкция. Шар (крюк) приварен к балке фаркопа.
  • Тип шара «N» — универсальный (комбинированный) с четырьмя отверстиями. Выпускается в трех модификациях, которые отличаются межцентровыми расстояниями и диаметром крепежных отверстий. Изготавливаются в вариантах крюк и крюк+шар.
  • Тип шара «В» — съемный крюк, фиксируемый центральной гайкой и отделяемый от балки фаркопа вручную. Данная конструкция была промежуточным решением в съемных фаркопах и практически не производится в настоящее время.
  • Тип шара «С» («BMA», «BMC») — верикальносъемный или горизонтальносъемный. Легким движением руки съемный крюк в нужный момент устанавливается и с такой же легкостью убирается за ненадобностью. Распространен в Европе, так как в западных странах ездить с фаркопом без прицепа либо запрещено, либо не рекомендуется. Палец поперечной фиксации выполнен со смещенным центром (эксцентрик) или в виде усеченного конуса. Съемный крюк защищен замком для предотвращения случаев кражи.
  • Тип шара «Е» — съемный крюк. Характерен для всех американских автомобилей. Используется как вставка в кронштейн адаптера переходника под квадратное отверстие размером 30х30 мм или 50х50 мм для американского фаркопа.

Сложно ли установить фаркоп? Да нет, не особо. Как правило, все ТСУ устанавливают в штатные места, предусмотренные автопроизводителем. Впрочем, некоторые иногда требуют небольшой доработки при монтаже, но это оговаривается каждым производителем ТСУ в инструкции по установке. А вот о чем обязательно следует помнить, так это про светотехнику! Ведь любой фаркоп невольно загораживает собой штатные огни автомобиля, а потому при установке ТСУ обязательно выводят дополнительную быстроразъемную электрическую розетку для подключения дублирующей световой техники прицепа или платформы. Кроме того, на многих современных машинах иногда требуется устанавливать дополнительно электронные блоки согласования для корректной работы дополнительного светового оборудования.

Какой фаркоп выбрать? Я не люблю рекламу, а потому отвечу так: только заводского производства, прошедший необходимый объем испытаний с выдачей сертификата. Возможно, что самопальный фаркоп обойдется кому-то и дешевле, но такие фокусы всегда заканчиваются одинаково: оторванный прицеп, разбросанные по дороге обломки велосипедов или иного груза, а зачастую и больничная палата для других участников движения. Этого допускать нельзя — даже если самопальный фаркоп вам достанется бесплатно.

А захочется экстрима — приезжайте к нам в гости. Заодно и подходящий фаркоп подберем!

Искренно Ваш Сергеич

Фото: «За рулем»; фирмы-производители

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector